RSS

Городской портал госуслуг

Жителям Матушкино: Памятка о профилактике случаев мошенничества и краж личного имущества среди граждан пожилого возраста и инвалидов

16:20 30.01.2020

Довольно часто жертвами мошенников становятся пожилые люди, а также инвалиды. И это неслучайно, поскольку пожилые граждане и инвалиды зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны.

Обеспечение безопасности пожилых граждан - одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Люди старшего поколения в силу своего возраста и состояния здоровья могут стать более доступным объектом совершения преступлений. Любая общность должна уважительно относиться к старикам, которые вырастили, воспитали, защищали своих детей, передают им свой жизненный опыт. Поэтому безопасности пожилых людей уделяется особое внимание.

В последнее время участились случаи совершения краж и мошеннических действий в отношении пожилых граждан. Как правило, преступники под предлогом продажи (покупки) различных товаров, вещей и продуктов питания, представляясь работниками службы социальной защиты населения, медицинскими работниками и другими лицами, проникают в жилища одиноких пенсионеров, где, воспользовавшись их доверчивостью, совершают хищения денег, золотых изделий и иных ценных вещей.

По оценке экспертов, доля пожилых людей среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%.

Способы обмана пожилых граждан, особенно одиноких, различны.

В последние годы хищения путем обмана или злоупотребления доверием граждан пожилого возраста стали совершаться так же с использованием высоких технологий, на удаленном расстоянии от потерпевшего.

Данные преступления вызывают сложность в раскрытии, т.к. в силу

преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников, составить их субъективный портрет либо опознать по имеющимся учетам.

Виды мошенничества:

• Спекуляция на вопросах здоровья

Пожилые люди, за редким исключением, имеют различные проблемы со здоровьем, поэтому оно становится одной из самых главных ценностей, основой душевного спокойствия и уверенности. Медицина не всегда может принести долгожданное облегчение, положительный эффект, поэтому люди в ожидании чудодейственного способа избавления от болезней и попадаются на уловки мошенников.

• «Гадалки»

Как правило, женщины в возрасте 25-45 лет, цыгане, молдаване. Преступницы, обладая даром убеждения, входят в доверие граждан, предлагают провести магический обряд (снятие порчи, приворот), просят у граждан ценные вещи, которые в последствии похищают незаметным ловким движением рук.

• «Социальные работники»

Мошенники, представляясь сотрудниками социальных служб (либо ЖКХ, почта и т.п.), проникают в квартиру. Затем сообщают пенсионерам о зачислении на их счет премии ко Дню Победы или другие праздники. Взамен

просят денежные средства на «оформление документов». Под видом соцработников мошенники, просят у престарелых граждан деньги на приобретение продуктов питания с последующей доставкой на дом. В результате пенсионеры не получают ни денег, ни продуктов.

Под видом слесаря-сантехника собирают деньги на установку нового оборудования, например, счетчиков, после чего, забрав деньги, исчезают.

• «Дай позвонить!»

Наиболее распространенный способ завладения чужим сотовым телефоном является просьба о срочном звонке. Войдя в доверие потерпевшему и, как правило, заплатив небольшую сумму - 10-30 рублей как оплату за звонок, мошенник под каким-либо предлогом скрывается от потерпевшего, забрав телефон.

• «Мама, я попал в ДТП!»

Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о том, что родственник попал в ДТП или совершил преступление и для решения проблемы необходима определенная денежная сумма, за которой приедет некий курьер. Иногда преступники представляются сыновьями либо внуками пожилых людей, сообщают о том, что попали в ДТП и срочно нужно передать деньги человеку, который подъедет за ними.

«SMS-мошенничества»

Масса вариантов, из которых самым распространенными является розыгрыш призов, когда мошенник сообщает Вам о том, что Вы выиграли ценный приз, но существует один маленький нюанс - для получения приза необходимо оплатить налог на выигрыш, либо оплатить его доставку. Большинство таких мошенничеств совершается лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Мошенники рассылают сообщения с мольбой - «ребенку нужен донор». В СМС указывается номер, куда нужно позвонить в случае согласия. При звонке со счета снимается крупная сумма денег.

• «Для вас есть выплаты от государства, говорите номер карты»

Эта мошенническая схема довольно проста, она не подразумевает походов в банк и переводов на чей-то счет. Человеку просто звонят якобы из Пенсионного фонда и сообщают радостную новость, что, мол ему от государства положена разовая прибавка выплата к пенсии. И добавляют, что ходить никуда не нужно, просто сообщите номер банковской карточки, и вам переведут деньги. Когда же пожилой человек называет номер карты, звонящий начинает активно заговаривать ему зубы и, оперируя сложными терминами, требует сообщить ему еще и паспортные данные, номер пенсионного удостоверения (для порядка- так положено) и под конец - cvc- код карточки. А после добавляет, что сейчас на телефон придет код, который тоже нужно будет сообщить, чтобы завершить перевод компенсации. Как только человек выполняет все указания, с карточки списывается некая сумма. Зачастую -все имеющиеся средства.

В целях профилактики преступлений, совершаемых в отношении лиц пенсионного возраста, рекомендуется:

- не хранить денежные средства в шкафах с бельем в комнатах квартиры (дома), исключить возможность обнаружения денег посторонними лицами при беглом осмотре квартиры; по возможности хранить крупные суммы денег в банках;

- не открывать дверь в квартиру (дом) незнакомым, в том числе представившимся сотрудниками различных социальных (коммунальных) служб. В любом случае не нужно стыдиться попросить у посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов, не спешить открывать незнакомцам двери. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника и как его фамилия, либо сообщить по телефону «102» о пришедших «посетителях»;

- если незнакомые лица под видом социальных работников все же зашли в квартиру, необходимо закрыть дверь, постоянно находиться в том месте, где хранятся деньги; потребовать от пришедших предоставить подтверждающие документы; предложить связаться по телефону «102» с представителями органов внутренних дел для подтверждения правомерности их действий.

- не покупать лекарства и медицинские препараты у людей, представившихся медицинскими работниками, даже если эти товары укомплектованы инструкциями и сертификатами качества и продаются с заманчивой скидкой;

- не сообщать данные своих банковских счетов, даже работникам, сидящим в отделении банка;

- не перечислять деньги на незнакомые счета и телефоны;

- в дни получения пенсии посещать почтовые отделения, сбербанки и банкоматы с родственниками или людьми, которым доверяют;

- получив пенсию пересчитывать деньги незаметно для окружающих;

- выходя, обращать внимание на окружающих, которые идут следом. Не вступать в беседу с ними, не поддаваться на их предложения, так как они, скорее всего, обманны, не верить, что «задарма» можно обогатиться и приумножить ту сумму, которая получена законно;

- что касается звонков на ваш номер, то не стоит безоговорочно верить звонящему, даже если он представляется сотрудником прокуратуры, поликлиники, социальной службы или других структур и называет вас по имени-отчеству. Ваши личные данные можно получить различными способами. Если вы поверили звонящему, то для подстраховки спросите его имя, фамилию и занимаемую должность, и перезвоните в организацию, чтобы убедиться, что он вас не обманывает;

- если по телефону вам звонит близкий человек и говорит, что попал в беду и нужно прислать денег через курьера, не спешите этого делать. Перезвоните звонившему, а если он не возьмет трубку, наберите другим родственникам.

- не теряться, если найден чей-то кошелек. Обратить на него внимание окружающих, а самому пойти мимо, не поднимая. Скорее всего, это уловка мошенников;

- не вступать ни в какие сделки с незнакомыми людьми.

Следуя этим правилам, можно обезопасить себя от мошеннических действий людей, не имеющих ни чести, ни совести.

Снижению противоправных действий в отношении как пожилых, так и любого человека, способствует оперативное реагирование органов внутренних дел на заявления, сообщения граждан.

Профилактика мошенничества с банковскими картами

С каждым годом количество пользователей банковских карт неимоверно растёт. И это не удивительно, ведь выплата заработной платы, пенсии, осуществляется с помощью именно этой банковской услуги, немалое количество людей хранят и используют свои сбережения, пользуясь маленькой пластиковой карточкой, считая такой вариант более надёжным, удобным и безопасным, чем ношение наличных денег с собой или хранение их дома.

На фоне роста популярности использования банковских карт учащаются и случаи мошенничества, связанные с кражей денег со счетов клиентов. Ничего не подозревающий гражданин может лишиться крупных денежных сумм после покупки товара или услуги в сети Интернет.

Виды мошенничества с банковскими картами:

Кардинг — мошеннические операции с банковскими картами. Взламывая платежные системы или сервера интернет-магазинов, мошенники получают реквизиты. А двойники банковских сайтов сами собирают данные обманутых картодержателей.

Скимминг (от англ. skim — снимать сливки) — мошенничество с банковскими картами, когда на банкомат устанавливают устройство (скиммер), который копирует все данные с магнитной полосы. Установив же мини-камеры или накладку на клавиатуру, мошенники получают ПИН-код. Шимминг — мошенничество, когда в банкомат помещается устройство меньшего размера. Это устройство, толщиной не больше человеческого волоса, очень трудно обнаружить. Но шиммер не умеет считывать ПИН-код.

Чтобы не стать жертвой данных видов мошенничеств, необходимо придерживаться следующих правил:

• - никому не давайте свою карту, используйте ее только по назначению;

• - будьте внимательны, смотрите, не имеет ли банкомат «странные» конструкции: накладная клавиатура бывает заметна, под ней • виден оригинал, а также мини-камера, которая может быть вмонтирована в банкомат; ’

• - иногда банковские организации устанавливают специальные накладки на картридер — антискиммеры. Антискиммер не дает возможности установить скиммер;

Фишинг — мошенничество по получению конфиденциальных данных. Это самый распространённый способ интернет-мошенничества на сегодняшний день и не связан с банковскими картами напрямую. Вы получаете электронное письмо (будто бы от банка или от другой реальной организации), переходите, ничего не подозревая, по ссылке, которая есть в письме. Для входа в аккаунт вводите свой логин и пароль, что и получают злоумышленники. Потому что сайт был сделан мошенниками для сбора конфиденциальной информации Для создания сообщений используется логотип, стиль организации, от которой якобы отправлено письмо, оно может быть именным.

Придерживайтесь правил:

- проверяйте доменное имя внимательно;

- не доверяйте сообщениям, которые просят внести Ваши личные данные, лучше созвонитесь с банком, если Вас что-то насторожило;

- регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение, которое отвечает за доступ к сайтам;

Вишинг — мошенничество по сбору конфиденциальной информации с использованием телефона. Жертве приходит SMS-сообщение, что с картой проблемы, с ней совершены мошеннические действия, а чтобы устранить угрозу, необходимо позвонить по указанному телефону. Жертва звонит, и ее просят назвать PIN-код или пароль.

Ливанская петля — мошенничество с изъятием банковской карты. Все описанные способы так или иначе изымают личную информацию, а этот способ изымает банковскую карту. В картридер помещается специальный кармашек, чаще изготовленный из фотопленки. Владелец карты вставляет карту в банкомат, набирает ПИН-код, совершает все необходимые действия, а получить банковскую карту обратно не может. «Заботливый прохожий» рассказывает похожую историю, которая произошла с ним недавно, и делится способом, который поможет решить проблему: «нужно набрать определенную комбинацию на клавиатуре и ввести ПИН-код». Растерявшаяся жертва невольно сообщает ПИН-код внимательному прохожему, но способ не помогает. Тогда прохожий рекомендует немедленно ехать в банк и блокировать карту. В это время мошенник достает карту и снимает деньги.

Придерживайтесь следующих правил:

• - никому не сообщайте ПИН-код;

• - вводите его, прикрывая клавиатуру рукой;

• - на банкомате всегда есть номер телефона, по которому Вы можете заблокировать карту. Блокируйте карту, не отходя от банкомата.

Скотч-метод -— щель для выдачи денег на банкомате заклеивается скотчем. Пока жертва уходит выяснять, почему не получила денег, скотч отклеивается, а деньги получает мошенник.

Придерживайтесь правил:

• - при получении карты нужно ее подписать, что снизит риск ее использования в случае утраты;

• - регулярно меняйте ПИН-код. Специалисты советуют делать это не реже раза в 30-60 дней;

• - уничтожайте чеки, на которых написан номер карты;

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИМУЩЕСТВА, находясь в квартире:

- не забывайте запирать входную дверь, находясь дома и выходя даже ненадолго.

- не прячьте ключи в легко обнаруживаемых местах.

- не впускайте в квартиру незнакомых людей.

Не открывайте дверь незнакомым людям!

Если посторонние представляются сотрудниками коммунальных служб, попросите предъявить удостоверение, спросите данные этого человека, свяжитесь с той службой, которую он называет, и уточните, работает ли у них такой человек, и направляли ли его к вам.

Попросите пришедшего пригласить соседей, чтобы они присутствовали при вашем разговоре. Если в это время соседей нет дома, попросите визитера прийти в другое любое удобное для вас время, когда вы не будете находиться дома в одиночестве. Если это действительно сотрудник той службы, которую он называет, он выполнит вашу просьбу, а если нет, то таким образом вы сможете избежать возможных неприятностей.

Если вам позвонят по телефону и сообщат, что ваш родственник попал в неприятности и ему нужны деньги - не сомневайтесь, это жулики! Техника волнуйтесь, не поддавайтесь панике. Скажите позвонившему, что сможете собрать нужную сумму, свяжитесь с родственниками и сразу же обращайтесь в полицию! Ни в коем случае не передавайте деньги незнакомым людям!

сегодня позволяет даже голос человека. Самое главное - не


Не будьте доверчивыми. Прежде чем принять любое решение, связанное со значительными расходами, обязательно посоветуйтесь с близкими!

Рекомендации гражданам:

1. Только мошенники могут запрашивать Ваш номер мобильного телефона и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.

2. Только мошенники могут запрашивать пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Он-лайн». Если Вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые Вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.

3. Только при мошеннических операциях реквизиты Вашей операции не совпадают с реквизитами в полученном SMS-сообщении.

4. Только на мошеннических сайтах контактный телефон не соответствует официальным.

5. На мошеннических сайтах в адресной строке браузера отображаются цифры ip-адреса или любые домены кроме зарегистрированных доменных имен системы «Сбербанк-Онлайн»,

Уважаемые граждане!

Если Вы почувствовали, что стали объектом внимания мошенников, незамедлительно обратитесь в полицию по телефонам: 02 и 112

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати