На заседании Правительства Москвы подвели итоги мероприятий, реализуемых в рамках стимулирования органов местного самоуправления в 2013 году.
В 2013 году 2 млрд 100 млн рублей было направлено в качестве дополнительного финансирования в управы города для проведения мероприятий по развитию районов столицы, сообщил на заседании Правительства Москвы С. Собянин. «Мы ввели специальную систему финансирования органов муниципального самоуправления, для того чтобы они направляли эти деньги на благоустройство своих районов», — отметил Мэр Москвы. Средства, переданные на муниципальный уровень, были получены за счёт штрафов, наложенных на недобросовестных подрядчиков, подоходных налогов от сдачи квартир в аренду, продажи патентов индивидуальным предпринимателям и оплаты парковки.
Примерно 30% от поступивших в прошлом году средств были направлены на капитальный ремонт 600 жилых домов, остальные средства пошли на благоустройство дворов и других территорий общего пользования. «Сегодня мы перечисляем очередной транш в размере 1 млрд 268 млн рублей, причём более 200 млн рублей — это уже за платную парковку», — сообщил С. Собянин и выразил уверенность, что доля доходов от платных парковок будет расти и дальше. Мэр Москвы также напомнил, что для отслеживания поступлений и расходов средств, выделенных местным самоуправлениям для развития районов, в бюджете города был открыт отдельный счёт.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития столицы М. Решетников напомнил, что данная система была принята в декабре 2012 года. Он также более подробно рассказал о том, из каких средств складывается сумма второго транша средств, собранных по итогам второго полугодия 2013 года: более трети средств (443 млн рублей) поступило в качестве штрафов от недобросовестных подрядчиков, 273 млн рублей — налоги на доходы от сдачи жилых и нежилых помещений, 263 млн рублей — оплата за пользование парковочными местами и 290 млн рублей было получено от продажи патентов. М. Решетников подчеркнул, что по всем видам доходов, формирующих дополнительное финансирование органов местного самоуправления, наблюдается значительный рост. В случае со штрафами для подрядчиков данный рост обусловлен ужесточением требований к исполняемым работам. Рост доходов от НДФЛ с аренды связан с активной деятельностью отраслевых департаментов столицы и работой налоговой службы, а также самих муниципалитетов. «Мы так организовали работу, что очень много зависит от самих муниципальных депутатов, от общественности на местах», — сообщил М. Решетников, подчеркивая, что муниципальные депутаты и общественность оказывает помощь властям города по выявлению сдаваемых в аренду квартир и недобросовестных подрядчиков, а также по работе с индивидуальными предпринимателями районов.
Большинство средств во втором полугодии 2013 года было собрано в Центральном административном округе столицы в основном за счёт оплаты парковочных мест. Лидерами по поступлениям также являются Северный и Южный административные округа, отстают по количеству собранных средств Северо-Восточный и Северо-Западный административные округа.
Мэр Москвы подчеркнул, что, несмотря на то что центральные районы получают больше дополнительных средств за счёт наличия у них платной парковки, жилищный фонд центра и дворовые территории многих его районов нуждаются в капитальном ремонте и благоустройстве. «Я прошу обеспечить контроль за расходованием этих средств так, чтобы они реально доходили до реализации на благо этих районов», — распорядился С. Собянин.
Также М. Решетников предложил добавить в перечень мероприятий, реализуемых за счёт средств стимулирования районов, мероприятия по улучшению пешеходной доступности станций метро. Он напомнил, что на эти цели из бюджета города будет выделено 3,5 млрд рублей. «Далеко не все нюансы можно будет учесть на городском уровне, поэтому если у муниципальных депутатов будут предложения, теперь они смогут воспользоваться этими средствами», — заявил М. Решетников.
В целях улучшения пешеходной доступности станций метрополитена планируется провести работы по замене асфальтобетонного покрытия и дорожек, установке осветительных приборов, устройству ливневой канализации, благоустройству прилегающей территории в радиусе 1,2 км от входов в метро.
Отвечая на вопросы журналистов после заседания Правительства, М. Решетников рассказал, что у властей города есть проработанный план по увеличению доходов по каждому из источников дополнительного финансирования муниципальных образований. «Здесь очень много зависит от префектур и самих муниципальных депутатов, насколько они активно включились в работу», — подчеркнул руководитель Департамента и пояснил, что, например, активность депутатов и жителей районов способствует выявлению квартир, сдаваемых в аренду без уплаты необходимых налогов. Муниципальные депутаты также могут оказать властям помощь в разъяснении индивидуальным предпринимателям на местах выгоды патентной системы налогообложения. М. Решетников подчеркнул, что созданная Правительством Москвы система даёт возможность органам местного самоуправления не только распределять финансы на работы по развитию районов, но и влиять на размер получаемых средств.
Справка:
По данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, из 2,1 млрд руб., направленных на стимулирование органов местного самоуправления в 2013 году, 68% всех средств или 1,4 млрд руб. было направлено на мероприятия по благоустройству районов. В частности, проведено комплексное благоустройство порядка 480 дворов; отремонтировано 84 внутриквартальных проезда; отдельные виды работ (замена асфальтобетонного покрытия, бордюров, установка детских и спортивных площадок, площадок для тихого отдыха, устройство газонов, цветников, парковочных мест) проведены в 1,5 тыс. московских дворов. 28% или 598 млн руб. от общего объема финансирования израсходованы на капремонт многоквартирных домов. Всего на 605 домах выполнены работы по капремонту отдельных конструктивных элементов (ремонт подъездов, инженерных систем, фасадов, кровель).
В одиннадцати районах столицы (Таганский, Тверской, Войковский, Отрадное, Косино-Ухтомский, Печатники, Нагатинский затон, Котловка, Тропарево-Никулино, Щукино, Крюково) в рамках пилотного проекта по определению мероприятий в сфере благоустройства, реализуемых по результатам народного голосования, обустроено 27 объектов. Это реализованные пожелания жителей по созданию тематических детских площадок и городков, в том числе для деток с ограниченными возможностями; спортивные площадки, ролледром в сквере Санникова-Хачатуряна (Отрадное); скейт-парк «Москворецкий» (Щукино), благоустройство пешеходных зон и др.
Презентация
Правительство Москвы приняло поправки в закон
«О патентной системе налогообложения»
14 октября 2014 года на заседании Правительства Москвы рассмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию в столице патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Ниже приводится комментарий Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития города - Максима Решетникова.
В ходе заседания Правительства Москвы, Максим Решетников напомнил, что в результате активного обсуждения с представителями малого бизнеса 31 октября 2012 года в Москве был принят закон №53 «О патентной системе налогообложения», который прямо касается примерно 80 тысяч активно действующих в городе индивидуальных предпринимателей (ИП).
Уже первые полтора года действия патентной системы налогообложения показали ее совершенно очевидный успех, подчеркнул руководитель ДЭПиР. В патент поверили и сами предприниматели: по итогам 2013 года численность ИП, работающих в Москве по патентам, выросла на 81% (с 9,7 – в 2012 г. до 17,6 тыс. человек), а только за первое полугодие текущего года приобретено уже более 14 тысяч патентов. Сегодня патентной системой налогообложения пользуется каждый шестой индивидуальный предприниматель столицы.
Вместе с тем, по словам Максима Решетникова, до сегодняшнего дня, одинаковая стоимость патентов приходится на совершенно разные по доходности объекты и виды деятельности. Например, патент на аренду жилья стоит одинаково для однокомнатной квартиры в Зеленограде и двухэтажных 300-метровых апартаментов где-нибудь на «золотой миле» в историческом центре. Одинаковую сумму приходилось платить за патент предпринимателю, торгующему бутербродами в районе МКАДа, и владельцу ресторанчика с залом в 50 кв. метров и видом на Кремль.
«В течение прошедших полутора лет, малый бизнес неоднократно обращал наше внимание на подобные «перекосы»,- говорит Максим Решетников. Стало совершенно очевидным, что – если мы действительно намерены поддерживать малый бизнес – ситуацию необходимо менять. Мы подготовили и представили коллегам в федеральных органах власти свои предложения по дифференциации стоимости патентов. Инициативу Москвы поддержал целый ряд регионов, активно занимающихся распространением патентной системы налогообложения; в итоге - 21 июля 2014 года принят Федеральный закон (№244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), позволяющий дифференцировать стоимость патента по территориальному признаку, для квартир - в зависимости от площади, сдаваемой в аренду квартиры, для транспортных перевозок - от грузоподъёмности и количества посадочных мест в транспортном средстве.
По словам Максима Решетникова, после внесения на федеральном уровне изменений в налоговое законодательство, город получил возможность на деле учесть предложения малого бизнеса и ещё более усовершенствовать патентную систему налогообложения. В ближайшие дни, в Московскую городскую Думу будут внесены предложения по дифференциации стоимости патента по 5 самым востребованным видам деятельности, на которые приходится значительное количество зарегистрированных в столице индивидуальных предпринимателей: аренда жилья; розничная торговля и общественное питание; пассажирские и грузовые перевозки.
«Основная задача города состоит в поддержке предпринимательской активности путем дифференциации стоимости патентов в зависимости от реальной доходности бизнеса, которая во многом определяется территориальным расположением объекта ведения бизнеса (для сдачи жилья в аренду, торговли и общественного питания)»,- подчеркнул Максим Решетников.
По словам руководителя ДЭПиР, помимо аренды жилья, розничной торговли и общепита в городе выровняется также ситуация с пассажиро- и грузоперевозками, ведь очевидно, что потенциальный доход в легковом такси для 3-4 пассажиров – ниже, чем в маршрутном, рассчитанном на 16 человек, или автобусе, способном перевезти 20, 40, 60 пассажиров. По мнению Максима Решетникова, совершенно понятно и то, что доходность обычной «Газели», конечно же, ниже, чем многотонной фуры с прицепом.
В целом, по заявлению Министра, принятие законопроекта о дифференциации патентов позволит установить более справедливую стоимость патентов для индивидуальных предпринимателей, а также избежать необоснованного повышения налоговой нагрузки для малого бизнеса.
Справочно: напомним, что статус индивидуального предпринимателя предполагает возможность найма до 15 человек, а также получение потенциального дохода от бизнеса в размере до 60 млн. рублей в год.
Закон ввёл в действие самую простую, удобную и выгодную систему налогообложения, предполагающую самую низкую, на сегодняшний день, налоговую ставку (6%); освобождение от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество; отказ от контрольно-кассовой техники и бухгалтерских услуг; отсутствие необходимости подавать налоговую декларацию; возможность приобретать патент на срок от 1 месяца до 1 года в рассрочку.
Прогноз социально-экономического развития Москвы на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. и основные направления бюджетной политики столицы
В среду, 15 октября, в пресс-центре агентства городских новостей «Москва» Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Максим Решетников представил итоги социально-экономического развития Москвы за 8 месяцев текущего года, а также прогноз социально экономического развития столицы на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.
Как указывается в документе, изменение макроэкономической ситуации в 2014 году, затруднение доступа к заемному финансированию на мировых финансовых рынках, ограничения импорта и экспорта продукции, ускорение инфляции, сокращение инвестиций и потребительского спроса, безусловно, оказали и продолжают оказывать влияние на экономику города. Вместе с тем, за последние два года Правительством Москвы выработана система мер, позволяющих обеспечивать стабильность экономики и социальной сферы Москвы. Это, прежде всего, эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления городских услуг, расширение возможностей для частного инвестирования, сдерживание роста издержек ведения бизнеса и развитие современной городской инфраструктуры. В результате в 2013 году и январе-августе 2014 года наблюдается положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития города.
По итогам восьми месяцев 2014 года рост промышленного производства составил 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 2,8 процента. На долю промышленности приходится 16% ВРП. Такая динамика позволяет оценивать завершение 2014 года с темпами роста в промышленности не менее 101,8%.
Стабильный потребительский спрос, обусловленный увеличением заработной платы, доходов населения, гарантированными социальными выплатами и пенсиями являлся в 2013 - 2014 гг. одним из факторов роста розничной торговли, доля которой в ВРП Москвы составляет 7,1%. В 2013 году оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,5% по сравнению с 2012 годом и составил 4 017,0 млрд. рублей; по результатам восьми месяцев 2014 года – на 2,2% (2 739,7 млрд. рублей).
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос на 9,2% по сравнению с 2012 годом и составил 1,4 трлн. рублей. В первом полугодии 2014 года объем инвестиций увеличился на 2,5%, составив 401,8 млрд. рублей. Инвестиции за счет средств бюджета города, доля которых в общем объеме инвестиций стабильно составляет свыше 25%, а также инвестиции естественных монополий остаются фактором поддержания роста экономики города. Бюджетные инвестиции в объекты транспортной и социальной инфраструктуры обеспечивают развитие городской среды, стимулируя рост частных капиталовложений в экономику города. Предполагается, что в 2014 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах превысит уровень предыдущего года на 2,0%.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2013 году в сопоставимых ценах вырос на 8,1% по сравнению с 2012 годом и составил 647,9 млрд.; в январе-августе 2014 г. рост составил 5,9% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-августом 2013 года (397,8 млрд. рублей). За восемь месяцев 2014 г. введено в эксплуатацию 1 991,5 тыс. кв. м общей площади жилья за счет всех источников финансирования (132,5% к январю-августу 2013 г.). В 2014 году прирост объемов строительства оценивается на уровне 7%.
В январе-августе 2014 года потребительские цены выросли на 7,2%, в 2013 году рост составил 6,7%. Усиление инфляции в 2014 году в основном связано с удорожанием продовольственных товаров, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет более одной трети. Основными факторами такого роста стало ослабление курса рубля и введение внешнеторговых ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции. По оценкам влияние этих факторов продолжится до конца 2014 года, в Москве рост инфляции ожидается на уровне 8%.
Вместе с тем на фоне общих инфляционных процессов в российской экономике в Москве ситуация остается стабильной, во многом обеспеченная стабильностью рынка труда и гарантированными мерами адресной социальной поддержки.
Ёмкий рынок труда в Москве обеспечивает стабильность заработной платы как основного источника доходов населения. В 2013 г. и в истекшем периоде 2014 года темпы роста заработной платы опережали рост инфляции: в 2013 году средняя начисленная заработная плата в сопоставимых ценах выросла на 13,7%, в январе-августе 2014 года – на 10,2%. По оценкам в 2014 году среднегодовой рост заработной платы составит 9%.
Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан в двух вариантах на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования российской экономики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством Российской Федерации. В прогнозе учитывается Консервативный вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в предшествующий период и вызванных действием неблагоприятных внешних факторов, быстроменяющейся конъюнктурой, сдерживанием инвестиционных расходов и инвестиционной активности частных компаний, применение мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, и создание условий для более устойчивого экономического роста.
Прогноз ключевых макроэкономических показателей
по городу Москве
(консервативный (базовый) вариант 1)
(% прироста к предыдущему году)
|
2012 г. |
2013 г.
|
2014 г. (оценка) |
прогноз | ||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. | ||||
Валовой региональный продукт, % |
3,0 |
0,2 (оценка) |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
1,0 |
Промышленность, % |
0,4 |
-3,4 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Оборот розничной торговли, % |
1,7 |
3,5 |
2,0 |
0,5 |
1,3 |
2,0 |
Инвестиции в основной капитал, % |
33,1 |
9,2 |
2,0 |
1,5 |
3,0 |
3,7 |
Реальная заработная плата, % |
2,5 |
6,6 |
0,9 |
0,5 |
1,5 |
2,0 |
Индекс потребительских цен - инфляция, % |
6,0 |
6,7 |
8,0 |
7,5 |
6,3 |
6,0 |
В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост валового регионального продукта на уровне от 0,1% в 2015 году до 1,0% в 2017 году, обеспечиваемый во многом структурными изменениями в предшествующие годы в ключевых отраслях экономики города, которые позволили повысить эффективность производственной инфраструктуры и использования ресурсов. Избыточные мощности в электроэнергетике, теплоснабжении, удобная логистика, ёмкий рынок труда делают город перспективной производственной площадкой. Модернизация и перестройка московской промышленности, набранная динамика развития обеспечивают в перспективе стабильность и рост экономики города.
В 2015-2017 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного производства на уровне 2%.
Рост оборота розничной торговли прогнозируется в параметрах от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.
Сфера торговли оказалась наиболее подверженной влиянию внешнеэкономической конъюнктуры и изменениям потребительского спроса. В структуре оборота розничной торговли соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в 2013 году было относительно сбалансировано – 51,2% и 48,8% соответственно. Однако девальвация курса рубля и инфляционные процессы являются стимулирующим фактором для увеличения расходов населения на приобретение иностранной валюты и вложений в недвижимость, что в свою очередь сказывается на сокращении объемов потребления в целом.
В среднесрочной перспективе Москва продолжит оставаться городом, привлекательным для инвестиций. Основным фактором поддержания динамики инвестиций будет доступ бизнеса к долгосрочному финансированию по приемлемым процентным ставкам.
На привлечение инвестиций ориентированы все направления экономической политики города – и бюджетная, и налоговая, и тарифная. Значимыми инструментами этой политики будет дальнейшая реализация мер по улучшению общих условий ведения бизнеса в Москве. Объем заключенных долгосрочных контрактов с инвестиционной компонентой в 2013-2014 годах составил порядка 10 млрд. долларов. В 2015 году рост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,5%, в 2017 году – 3,7%.
Стабильность уровня жизни населения будет обеспечиваться, прежде всего, перспективами развития экономики, ёмкостью рынка труда Москвы, высоким уровнем заработной платы и мерами социальной поддержки. По прогнозам номинальная заработная плата будет расти в среднесрочном периоде темпами 108% в 2015 году, 107,9% в 2016 году, 108,1% в 2017 году.
С учетом темпов роста инфляции рост реальной заработной платы прогнозируется на уровне от 0,5% в 2015 году до 2% в 2017 году. Рост реальных располагаемых доходов населения – также на уровне от 0,5% в 2015 году до 2% в 2017 году.
С учетом фиксируемых темпов роста потребительских цен в течение 2014 года, мер государственной ценовой политики в федеральном прогнозе социально-экономического развития, в перспективе уровень инфляции в городе останется довольно высоким, при этом ожидается замедление роста инфляции до 7,5% в 2015 году, 6,3% в 2016 году и 6,0% в 2017 году.
Демографический прогноз разработан с учетом оценки численности населения в городе Москве на начало 2014 года – 12 108,3 тыс. человек. В прогнозируемом периоде численность населения Москвы останется достаточно стабильной на уровне 12,1-12,4 млн. человек.
Меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, адресные социальные программы будут способствовать увеличению рождаемости. Одновременно за счет организации специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям, развития сети перинатальных центров, совершенствования системы здравоохранения в части выхаживания новорожденных ожидается снижение младенческой и материнской смертности.
В структуре населения продолжится увеличение численности группы старших возрастов, что в долгосрочном периоде создаст предпосылки для увеличения показателя смертности. Вместе с тем, данный эффект будет нивелирован принимаемыми мерами по модернизации столичного здравоохранения и повышению качества медицинских услуг.
В результате общий коэффициент смертности в среднесрочном периоде снизится с 9,7‰ в 2014 году до 9,5‰ в 2017 году. Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигнет в 2017 году 76 лет.
Касаясь бюджета Москвы, Максим Решетников уточнил, что все ключевые моменты и тенденции, отраженные в прогнозе социально-экономического развития, легли в основу проекта бюджета города на 2015-17 годы. Основные параметры бюджета Москвы сформированы, исходя из консервативного сценария развития экономики, что позволит минимизировать возможные риски недопоступления доходов бюджета.
В целом бюджет Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов сбалансирован с меньшим дефицитом, чем при планировании бюджета на 2014 год. При этом дефицит бюджета сохранит тенденцию к поэтапному сокращению. Рост доходов бюджета в плановом периоде будет идти опережающими темпами по отношению к росту расходов.
По словам М. Решетникова, в целом, ситуация не является простой и не позволяет расслабиться. Вместе с тем, сохраняя ярко выраженную социальную направленность, бюджет города остается бюджетом развития. Обеспечивается высокая доля бюджетных инвестиций в городскую инфраструктуру. При этом, по его словам, развитие города зависит не только от бюджета. «У нас в государственные программы включены мероприятия, реализуемые за счет средств федерального бюджета, частных инвесторов, внебюджетных фондов и федеральных бюджетных учреждений,- подчеркнул М. Решетников.- Объем внебюджетных средств в структуре финансирования госпрограмм составляет около 50%. Таким образом, на каждый рубль из бюджета приходится рубль из иных источников».
В завершение своего выступления Максим Решетников заявил: «Решать вопросы в условиях высоких темпов развития экономики и роста доходов бюджета – просто. Добиваться целей развития в условиях умеренного роста доходов – сложно. Но ситуация была непростой и в прошлом году. В целом же время показало, что у нас имеется достаточно механизмов и инструментов управления для того, чтобы обеспечивать развитие города в этой непростой ситуации».